- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 75RS0016-01-2022-001548-06 |
Дата поступления | 08.12.2022 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Дата рассмотрения | 17.03.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 08.12.2022 | 14:50 | 08.12.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 08.12.2022 | 15:28 | 08.12.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 09.12.2022 | 10:38 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 09.12.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 09.12.2022 | 10:39 | 09.12.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 09.12.2022 | 10:39 | 09.12.2022 | ||||||
Судебное заседание | 17.01.2023 | 11:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 09.12.2022 | ||||
Судебное заседание | 14.02.2023 | 12:00 | Объявлен перерыв | 01.02.2023 | |||||
Судебное заседание | 14.02.2023 | 15:00 | Заседание отложено | неявка СВИДЕТЕЛЕЙ | 14.02.2023 | ||||
Судебное заседание | 17.03.2023 | 11:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 14.02.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 22.03.2023 | 14:07 | 26.06.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 18.12.2023 | 10:14 | 18.12.2023 | ||||||
Дело оформлено | 18.12.2023 | 10:14 | 18.12.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 18.12.2023 | 10:14 | 18.12.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | АО СК "Согаз" | 7736035485 | 1027739820921 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Гордиенко Елена Олеговна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство обороны РФ | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Могочинский отдел государсвенного казенного учерждения "Краевой центр Социальной защиты населения" | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Муратов Андрей Николаевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Муратова Евгения Михайловна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ "Управление финансового обеспечения Министрества обороны РФ по Приморскому краю" |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Забайкальский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 27.06.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 16:23 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 27.06.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
12.12.2022 | ФС № 031060211 | Выдан | Иное лицо |
Дело № (2-581/2022)
УИД 75RS0№-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 17 марта 2023 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Лях С.С., с участием истца Муратовой Е.М., представителя ответчика Гордиенко Е.О., помощника Могочинского межрайонного прокурора – Хунхинова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муратовой Евгении Михайловны к Муратову Андрею Николаевичу о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью сына, являющегося военнослужащим,
установил:
Муратова Е.М. обратилась в суд с указанным выше иском, в котором просила суд признать Муратова А.Н. утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью сына, являющегося военнослужащим. В обоснование иска указала, что она и ответчик состояли в браке и имели общего ребенка – сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ при проведении специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики - ФИО1 погиб.
В соответствии с п. 3 ст.2, Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ) лицами, имеющими право на страховое обеспечение и единовременное пособие в размере 2968464,04 руб., в связи с гибелью военнослужащего, являются его родители. Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. № 306 – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее Федеральный закон от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ) единовременное пособие, в связи с гибелью военнослужащего, составляет 4452696,05 руб. Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» пособие в связи с гибелью военнослужащего установлено 5000000 руб.
Между тем, ответчик не имеет право на получение указанных денежных средств, в связи с гибелью сына, поскольку, Муратов А.Н. длительное время, более 15 лет, совместно не проживал с истцом и сыном, не нес бремя содержания семьи, каких-либо совместных расходов, общее хозяйство с ответчиком не велось. Ответчик не принимал в жизни погибшего сына участия, не воспитывал его, не содержал, родственные связи с сыном не поддерживал, не общался с ним. Также Муратов А.Н. не принимал ни какого участия в похоронах ФИО1. (т.1 л.д. 1-8)
В судебном заседании истец – Муратова Е.М. просила суд удовлетворить заявленные ей требования, по доводам изложенным в иске, дополнив, что воспитанием, развитием и содержание сына занималась она, ее родители и брат. Сын не общался с отцом, поскольку у них были конфликтные отношения. Муратов А.Н. не испытывал к сыну каких-либо родственных чувств, так как не считал ребенка своим сыном, о чем неоднократно говорил ей и ФИО1.
В судебном заседании представитель ответчика – Гордиенко Е.О. просила суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме, так как в судебном заседании доводы истца не нашли своего подтверждения. Доводы, изложенные в её отзыве, поддержала в полном объеме. (т.1 л.д. 62-65, 81-83)
В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора №. просил суд отказать в удовлетворении требований истца, в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые ссылается Муратова Е.М.
В судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, представители АО СК «СОГАЗ», Министерства обороны РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края», Могочинский отдел ГКУ «Краевой центр защиты населения Забайкальского края».
Согласно отзыва представителя АО СК «СОГАЗ» - Баева М.А., общество «СОГАЗ» на основании государственного контракта, заключенного с Министерством обороны РФ осуществляет выплаты членам семьи погибшего военнослужащего на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в размере 2000000 руб. и на основании Федерального закона от 07 ноября 2011 г. № 306 – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 3000000 руб. По факту гибели военнослужащего ФИО1 в АО «СОГАЗ» заявлений о выплате страховой суммы и единовременного пособия не поступало. (т.1 л.д. 55-56)
Согласно отзыва представителя Министерства обороны РФ – ФИО7, последняя, с учетом правовых норм закрепленных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, Указе Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98, Семейном кодексе РФ разрешение требований истца оставляет на усмотрение суда. (т.3 л.д.12-18)
Из отзыва представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» - Говоруха Н.А. следует, что ФИО1 являлся военнослужащим войсковой части 30926. Учреждение производит выплату пособия членам семьи погибшего военнослужащего на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей». При разрешении требований истца просили учесть положения ст. ст. 61-64 Семейного кодекса РФ, а также позицию Верховного суда РФ отраженную в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ19-9. (т.1 л.д. 157-158, т. 3 л.д. 19-22)
Выслушав пояснения сторон, заключение помощника Могочинского межрайонного прокурора ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы второй и третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. № 306 – ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей.
27.10.2021 г. между Министерством обороны Российской Федерации и АО СК «СОГАЗ» был заключен государственный контракт № 829/3К/2021/ДГЗ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания с военных сборов. Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках контракта установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
Также между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» заключено соглашение об осуществлении в 2022-2023 г.г. выплат единовременных пособий военнослужащим и членам их семей, предусмотренных положениями Федерального закона от 07 ноября 2011 г. № 306 – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». (т.1 л.д. 55 оборотная сторона)
Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
Получение единовременных выплат, установленных настоящим Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 22.04.2022 №236 «Об определении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что единовременные выплаты осуществляются, в том числе членам семей военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, в случае гибели (смерти) указанных военнослужащих - финансовым органом, обеспечивающим воинские части, в которых указанные военнослужащие проходили военную службу на дату их гибели (смерти).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 21 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 35, часть 3; статья 37, части 1 и 3; статья 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. №22-П, от 19 мая 2014 г. №15-П, от 17 мая 2011 г. №8-П, от 20 октября 2010 г. №18-П, от 26 декабря 2002 г. №17-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве меры социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, которое в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате в том числе его родителям. Это страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Цель названной выплаты - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.
Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. №44 даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Муратова Е.М. с 30.06.20208 года состояла в браке с Муратовым А.Н., их брак был прекращен ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 11, 13)
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся сыном Муратовой Е.М. и Муратова А.Н. (т.1 л.д. 9, 10)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – военнослужащий войсковой части 30926 погиб в период прохождения военной службы при проведении специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. (т.1 л.д. 12)
ФИО1, будучи военнослужащим, являлся застрахованным лицом по государственному контракту№.
В судебном заседании установлено, что Муратов А.Н. на основании решения суда с ДД.ММ.ГГГГ выплачивал алименты Муратовой Е.М. на содержание сына ФИО1, задолженности по алиментам не имеет. (т.1 л.д. 86-91, 161-167)
ФИО1 до своей смерти был зарегистрирован по месту жительства и регистрации ответчика. (т.1 л.д. 149-151)
Суд находит установленным, что между Муратовым А.Н. и погибшим ФИО1 сложились семейные, родственные отношения. Данный вывод суда основан на осмотренных в судебном заседании совместных фотографиях с изображением истца, ответчика, ФИО1, детализацией телефонных переговоров между Муратовым А.Н. и ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ответчик имеющий абонентский № регулярно общался с ФИО1 имеющий абонентский №, скриншотами с мессенджера, свидетельствующей о тесном общении между истцом и ответчиком за период с 2013 г. по сентябрь 2022 г. Также из банковской выписки по счету принадлежащему ответчику, следует, что помимо алиментов удерживаемых с заработной платы ФИО3 в пользу истца на содержание сына, ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислял истцу различные денежные суммы. (т.1 л.д.152-156, т.2 л.д. 174-192, т.3 л.д. 36-55)
Кроме того, исследованными доказательствами установлено, что Муратов А.Н. трудоустроен, имеет стабильный доход, жилище, характеризуется с положительной стороны, на учетах у врача нарколога-психиатра не состоит, к уголовной и административной ответственности не привлекался, жалоб на него не поступало, родительских прав в отношении сына не лишался и ограничен в них не был. (т.1 л.д. 161, 149, т. 3 л.д. 26-28)
Таким образом указанное выше в своей совокупности дает основания суду полагать, что Муратов А.Н. от воспитания, содержания сына как до его совершеннолетия так и после не уклонялся, каких-либо противоправных действий в отношении сына не совершал, напротив между ними сложились родственные семейные отношения.
В судебном заседании были допрошены свидетели со стороны истца.
Свидетель ФИО9 показала, что она является матерью истца. Её дочь Муратова Е.М. и внук ФИО1 фактически на постоянной основе постоянно проживали у нее. ФИО3 воспитанием сына и его содержанием не занимался, относился безразлично к нему, оскорблял ФИО1.
Свидетель ФИО10 показала, что Кирилл постоянно проживал у своей бабушки ФИО9 Со слов своей дочери она знает, что ФИО1 очень переживал в связи с тем, что его отец не считал своим сыном. Муратов А.Н. участия в воспитании ФИО1 не принимал.
В судебном заседании свидетель ФИО11 показала, что Муратова Е.М. и ФИО1 после 2014 г. на протяжении 2 лет проживали совместно с ФИО3 В семье ФИО14 периодически возникали конфликты и Муратова Е.М. вместе с ФИО1 уходили к Куприяновым.
Свидетель ФИО12 показала, что она являлась классным руководителем ФИО1. Отец ФИО1, школьные мероприятия не посещал. Проживал в основном у бабушки с дедушкой. На школьных, спортивных мероприятиях в поддержку ФИО1 выступали его мама, бабушка, дедушка и дядя.
Судом также были исследовано обращение жителей <адрес>, согласно которого ФИО3 участия в воспитании сына ФИО1 не принимал, говорил, что ФИО1 ему является не родным. (т.2 л.д.5-7)
Показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, а также обращение жителей <адрес> о том, что ответчик не принимал участие в воспитании сына и считает его не родным, суд считает голословными, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, представленными стороной ответчика. Кроме того, суд доводы Муратовой Е.М. о том, что ответчик недостоин быть получателем таких выплат, поскольку он, участия в воспитании сына не принимал, относился к нему безразлично, не считал своим сыном отклоняет как несостоятельные опровергающимися исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно совместными фотографиями, детализацией телефонных переговоров, которые вопреки утверждению истца проводились между ФИО3 и его сыном регулярно с марта 2021 г. то есть еще за год до начала специальной военной операции и т.д.
Суд полагает, что истец не доказал суду злостное уклонение ФИО3 от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию сына ФИО1
При таких обстоятельствах, исковые требования Муратовой Е.М., удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Определением Могочинского районного суда от 09 декабря 2022 г. в рамках рассматриваемых исковых требований были наложены Обеспечительные меры, наложенные определением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № №), касающиеся запрета АО СК «СОГАЗ» производства ответчику – Муратову Андрею Николаевичу страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью сына, являвшегося военнослужащим – ФИО1 отменить по вступлении настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Таким образом, обеспечительные меры применяются в качестве гарантии исполнения решения суда в будущем.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. По смыслу данной нормы, отмена обеспечительных мер должна производиться судом лишь в том случае, если основания, послужившие основанием для принятия обеспечительных мер, отпали, например, при исполнении решения суда об удовлетворении требований или вступления в силу решения об отказе в иске.
Учитывая, что суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований, Муратовой Е.М. обеспечительные меры, наложенные определением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене по вступлении настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Муратовой Евгении Михайловны к Муратову Андрею Николаевичу о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью сына, являющегося военнослужащим, отказать.
Обеспечительные меры, наложенные определением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № №), касающиеся запрета АО СК «СОГАЗ» производства ответчику – Муратову Андрею Николаевичу страховой суммы и единовременного пособия, в связи с гибелью сына, являвшегося военнослужащим – ФИО1 отменить по вступлении настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.А. Иванова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
